Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота о талантливых детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.
В послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации 2012 года (12.12.2012) особое внимание направлено на воспитательную компоненту, сферу духовной составляющей образования и воспитания, роль в образовании сильного, одаренного учителя, системы дополнительного образования и прямую ответственность регионов России за развитие творческого потенциала детей и молодежи – граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции, людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.
В Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплен особый статус реализации образовательных программ и получения образования обучающимися, проявившими выдающиеся способности. Это свидетельствует о качественных изменениях в правовом регулировании отношений по работе с особым субъектом – одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.
Работа с одаренными детьми продолжает оставаться и одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внеурочную деятельность.
Модель системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в ТМК ОУ «Усть-Портовская средняя школа» :
Цели и задачи работы по развитию и поддержке одаренных детей
Цель: совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, обеспечение условий для их личностной самореализации и профессионального самоопределения, успешной социализации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Отработать систему непрерывного социально-педагогического сопровождения одаренных детей
- Обеспечить эффективное участие талантливых детей школы в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление юных дарований и расширение возможностей для их самореализации и совершенствования способностей.
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
- Совершенствовать систему информационного обеспечения процесса выявления и поддержки талантливых детей с использованием современных информационно – коммуникационных технологий.
Основные направления работы с одаренными детьми
Направление I. Нормативно-правовое регулирование и научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми
Цель: совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы, направленное на обеспечение комплексного воздействия различных средств, способов, методов на развитие системы работы с одаренными детьми
- Реализация программ педагогического и психологического сопровождения одаренных детей.
- Развитие и совершенствование научно-методической базы, внедрение современных образовательных технологий в сфере организации работы с одаренными детьми.
- Создание условий для профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, специализирующихся на работе с одаренными детьми, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
- Обеспечение сетевого взаимодействия в сфере работы с одаренными детьми.
Направление II. Поддержка педагогических работников и одаренных детей
Цель: совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей, педагогов, осуществляющих деятельность в сфере работы с одаренными детьми на основе конкурсного и олимпиадного движения.
- Проведение и расширение конкурсных мероприятий для детей.
- Мотивационная поддержка работы с талантливыми детьми.
Направление III. Развитие инновационной инфраструктуры по работе с одаренными детьми
Цель: создание доступной, высокотехнологичной, наукоёмкой среды в целях выявления, поддержки, а также содействия в получении образования одаренных детей, посредством сетевого взаимодействия.
- Создание и развитие инновационной инфраструктуры по работе с одаренными детьми.
- Непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
- Создание комплекса мероприятий, диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей.
- Информационное обеспечение процесса выявления и поддержки одаренных детей.